Каменная летопись городской архитектуры — воспоминания о знаковых событиях и знаменитых воронежцах, оставивших след в истории и культуре в масштабах страны, раскроются для тех, кто решил совершить путешествие по Воронежу.
Наш город разнолик, и в его уголках отражается прошлый, настоящий и близкий нам завтрашний день. Все это можно увидеть, прочувствовать и пережить, походив по улицам и площадям Воронежа.
Седьмого ноября тысяча девятьсот сорок первого года всего в трех городах Советского Союза состоялся военный парад. В столице нашей Родины Москве, глубоком тылу Куйбышеве (ныне – Самара) и в Воронеже. Парад состоялся на площади Ленина, принимал его маршал Тимошенко, выехав к войскам из ворот воронежского обкома на коне белой масти.
На фасаде библиотеки — барельефные изображения русских и советских
писателей, автором которых стал выдающийся воронежский скульптор
Федор Сушков.
Воронеж может гордиться красивейшим архитектурным ансамблем в стиле сталинский ампир, придающий торжественный и гармоничны облик главной площади областного центра.
Театр оперы и балета располагается напротив Библиотеки, уравновешивая архитектурное обрамление площади и гармонично оттеняя весь ансамбль. Он довольно молод – здание музыкального театра появилось на свет в тысяча девятьсот шестьдесят первом году и органично вписалось в общий облик площади.
Гостиница «Воронеж» (площадь Ленина, 8) — пятиэтажная, с изящной башней Гостиница «Воронеж выросшая по проекту архитектора Александра Миронова, появилась за год до начала Великой Отечественной. Шпиль башни венчает фигурка корабля, напоминающего о том, что Воронеж является колыбелью русского военно-морского флота.
В центре площади расположен памятник. Этот монумент послевоенный.
Лечебный Стул в сквере Платонова появился в две тысячи одиннадцатом году по инициативе друзей автора стула, художника Александра Ножкина. Согласно шутливой традиции, жители Воронежа, присев на стул, излечиваются от жлобства, а гости нашего города заряжаются добротой.
Нашему земляку, советскому партийному и государственному деятелю, председателю Совета министров РСФСР, члену политбюро ЦК КПСС.
Воронеж посетили Фидель Кастро Рус и иранский шах Реза Пехлеви. Кастро был впечатлен сердечным приемом, оказанным ему в Воронеже. Через несколько лет он выразил пожелание, чтобы послом на Кубу отправили именно Воротникова, и Виталий Иванович несколько лет провел на острове Свободы в качестве посла СССР.
Сквер имени Ивана Бунина является одним из самых приятных и зеленых островков исторического центра Воронежа.В центре сквера установлена бронзовая фигура русского поэта, писателя и Нобелевского лауреата Ивана Бунина. В тысяча девятьсот тридцать третьем году Шведская академия наук присудила ему премию по Литературе за «описание русского национального характера».
(УЛИЦА ПЛЕХАНОВСКАЯ, 3).
Дом был построен в тысяча семьсот шестьдесят девятом году. Это здание, внушительное для провинции того времени, стало первым трехэтажным каменным домом в Воронеже. В настоящее время в здании располагаются администрация, экспозиция и фонды дома-музея имени Ивана Никитина, однако горожане чаще называют его «Литературный музей».
Университетскую площадь венчает памятник Советской науке.
В две тысячи восемнадцатом году наш ВУЗ отпраздновал свой столетний юбилей.
Воронеж издавна и по праву называют городом студентов. Согласно
статистике, каждый десятый житель – студент. В городе функционируют
вузы, регулярно выпускающие специалистов высокого уровня по самым
разным направлениям человеческой деятельности.
Интересные люди гостили в ней, в разное время посещая Воронеж! Среди
них – иранский шах Реза Пехлеви и политический лидер Кубы Фидель
Кастро Рус.
Здание бывшего полицейского управления Мещанской части выглядит
старинным, однако, по меркам истории ему «всего-то» чуть более ста лет.
Возведенная в стиле барокко, Никольская церковь является украшением нашего города.
По старой воронежской улице с бывшим названием Крутая, а ныне –Декабристов, пройдем к месту, где шло «начало славных дел» исподволь подготавливались деяния царя-преобразователя – Петра Великого. Воронежский край в эпоху раннего правления Петра I стал настоящим полигоном и некоей творческой лабораторией царских идей и нововведений, которые затем прочно войдут в жизнь и быт всей страны.
Площадь была торжественно открыта летом тысяча девятьсот девяносто шестого года – в день празднования трехсотлетия российского военно-морского флота. Сам ее ансамбль «от и до» пропитан морской тематикой.
Осветительные столбы – словно мачты корабля. Ростра с якорем Петровского времени, напоминающая о том, что именно на Воронежской верфи зарождался российский флот.
Самый старый из сохранившихся в Воронеже храмов. В тысяча шестьсот девяносто шестом году он стоял уже каменный на месте бывшего деревянного. Самая старая часть храма о пяти куполах. На навершиях крестов, венчающих маковки, можно увидеть царскую корону. Такие короны устанавливаются на крестах только тех храмов, которые посещали члены царствующей династии.
Первый русский линейный корабль. И построен он был в Воронеже. Заложенный в тысяча шестьсот девяносто восьмом году, красавец «Гото» через полтора года сошел со стапелей и взбурлил волны реки Воронеж. «Гото Предестинация» была построена по проектам самого Петра, без помощи иностранных специалистов, руками исключительно русских мастеров.
Петровский остров расположен за «Гото Предестинацией», современный. Он был намыт после того, как появилось водохранилище. Однако намыли остров на месте старого, исторического.
По ту сторону водохранилища перед нами открыта панорама Левого берега.
Мы видим треугольные по конфигурации жилые дома-паруса, рядом с ними расположен замечательный парк «Алые паруса». Все это незримая, но прочная нить, связующая нашу современность с Адмиралтейской площадью и рождением флота. По размаху Левый берег меньше, моложе берега Правого и по традиции считается промышленным.
Многие крупные промышленные предприятия расположены именно на Левом берегу Воронежа. Одним из самых известных в стране является ВАСО – Воронежское авиационное самолетостроительное объединение. Крупным промышленным предприятием, работающем на рынке услуг и товаров для железных дорог Российской Федерации и стран СНГ, является Вагоноремонтный завод. Термоэластопласты и синтетические каучуки производит завод СК.
За последние годы в районе поселка Масловка произведен запуск производства дочернего предприятия компании «Сименс», которое проектирует, производит и обслуживает силовые и тяговые трансформаторы.
В период открытой навигации отсюда осуществляются познавательные и
приятные прогулки по воронежскому водохранилищу на судне «Москва-
шестнадцать». Предлагаем Вам прервать пешую часть и насладиться
красотами нашего города с палубы прогулочного катера, прокатившись по
Воронежскому водохранилищу.
Улица двадцать пятого Октября изначально называлась Большая Богоявленская. Верхняя часть улицы застраивалась в основном после Великой Отечественной войны. В тысяча восемьсот девяносто девятом году на Большой Богоявленской заработала самая первая городская электростанция.
Долгое время церковь была сильно разрушена, пустовала и ждала своего часа. Наконец ее принялись реставрировать, и когда работы будут полностью завершены, в Воронеже появится еще один удивительный образец русской храмовой архитектуры. В настоящее время при Богоявленском храме работает молодежный православный центр.
Советская площадь – одна из старейших в городе. Советская площадь не единожды реконструировалась, обновлялась и украшалась. В две тысячи восемнадцатом году была проведена очередная, наиболее крупная за последние полвека реконструкция, и самым заметным изменением стало появление музыкального фонтана вместо прежнего обычного.
Покровский храм строился в восемнадцатом веке, с тысяча семьсот тридцать шестого по тысячи семьсот девяносто шестой годы. Церковь выстроена в стиле классицизм. При Покровском храмеесть иконописная школа. Самые почитаемые храмовые святые образа – пять икон с частицами мощей разных святых. Особо почитаемая – икона Божией Матери Иверская, написанная более века назад на Святом Афоне.
(ул. Театральная, 17)
Началом строительства нынешнего концертного зала стал тысяча девятьсот
семьдесят шестой год. Какое-то время в это здание переселился воронежский театр драмы на время реконструкции старого, еще дореволюционного здания. Ныне здание занимает Воронежский концертный зал.
Воскресенский храм в стиле барокко начали возводить в тысяча семьсот
пятьдесят втором году. Восстановление храма началось с тысяча девятьсот девяносто третьего года.
Сегодня внутри Воскресенской церкви можно увидеть изумительную роспись в старых московских, еще допетровских традициях. Кроме того, на храмовой территории построена водосвятная часовня, освященная во имя равноапостольной княгини Ольги.
На день сегодняшний в городской черте Воронежа сорок четыре моста. Все они сооружены из железа, бетона и камня. Но воронежцы только один из них называют «Каменный». Это мост стал первым каменным среди остальных деревянных, а его возраст приближается к двум столетиям. Он самый короткий из всех воронежских мостов – его протяженность всего-то семь с половиной метров.
В сквере на улице Кардашова мы видим один из молодых воронежских памятников. Есенин в нашем городе никогда не был, однако памятник замечательному поэту решили установить. Уже после того, как известный актер Сергей Безруков исполнил главную роль в телесериале «Есенин», он побывал на гастролях в Воронеже вместе с великим актером и режиссером Олегом Табаковым. Именно тогда возникла идея установить памятник поэту.
После освобождения Воронежа от врага в тысяча девятьсот сорок третьем году разрушенное здание драматического театра начали восстанавливать одним из первых в городе. К тысяче девятьсот девяносто шестому году почтенное по возрасту здание театра обветшало, и было принято решение о начале его реконструкции. Двадцать восьмого апреля две тысячи двенадцатого года после завершения реконструкции труппа вернулась на свое законное – и любимое – место.
Взглянув на посвежевшее здание, понимаешь, что выбор такого необычного оформления оказался не случайным – театр решили вернуть к истокам, сделав его «зимним», как сто с лишним лет назад.
Его бывшее название – улица Большая Дворянская. Это было «лицо» города и наглядная демонстрация его престижа. Война относительно пощадила наш главный проспект и он, пестря штрихами и приметами современности, сумел сохранить шарм и очарование веков минувших.
Вплоть до начала тысяча девятьсот восьмидесятых годов в ресторане «Бристоля» играл воронежский джаз-оркестр под управлением Евгения Виницкого, приятеля популярнейшего Леонида Утесова. Впрочем, в Воронеже наш джаз-оркестр пользовался не меньшей популярностью, чем знаменитый утесовский. Сейчас гостиница «Бристоль» – памятник федерального значения.
Здание для Воронежской духовной семинарии строили с тысяча восемьсот тринадцатого по тысяча восемьсот двадцать второй год. Восстановили здание в тысяча девятьсот пятьдесят первом году. Тогда же был пристроен четырехколонный портик. В наши дни в здании расположен Воронежский колледж строительных технологий.
Площадь Победы – грандиозный мемориальный комплекс. Девятого мая
тысяча девятьсот семьдесят пятого года, в день очередного юбилея победы
советского народа над фашистской Германией, в Воронеже состоялось
торжественное открытие площади Победы.
В объявленном конкурсе на право сооружения площади Победы впереди
других оказался проект с названием «Сорок три», автором которого стал наш
земляк, выдающийся и во многом еще непознанный скульптор
современности Федор Сушков. Ансамбль площади открывается стелой
высотой сорок три метра, в чем отразилось и название проекта, и год
освобождения Воронежа. Стела состоит из двух штыков и ордена
Отечественной войны Первой степени, которым был награжден наш город.
С другой стороны площади Победы расположена монументальная
многофигурная скульптура – собирательный образ тех, кто героически
боролся с фашизмом.
Напротив монумента пылает вечный огонь, как символ неугасающей с
годами скорби по нашим близким и родным, которые отдали свои жизни,
защищая Воронеж.
Другое название этого здания – дом со львами. Однако львы появились относительно поздно, после реконструкции здания в советское время.
Нынешнее здание главпочтамта построено в тысяча семьсот семьдесят девятом году. Конечно, с тех пор оно неоднократно перестраивалось. А вот его центральный зал сохранился с девятнадцатого века.
По дорожкам, образующим синий косой крест, напоминающий Андреевский флаг – символ Военно-морского флота России, пройдем в центр Петровского сквера. Сквер был разбит в начале тысяча восемьсот тридцатых годов в память о царе-преобразователе Петре Первом.
Двухэтажное, с высоким цоколем здание невольно заставляет пешехода приостановиться и полюбоваться на изумительное мастерство кирпичной кладки, на каменную вязь фасада. Сейчас это – один из корпусов Воронежского государственного университета инженерных технологий. А с тысяча восемьсот пятьдесят девятого года и вплоть до революции здесь располагалось самое престижное в губернии среднее учебное заведение – первая мужская классическая гимназия.
Домик в голубых тонах, с симпатичными башенками и шпилем, неизменно обращает на себя внимание и притягивает взоры. Здание, представляющее собой яркий образец русского стиля, построено в конце девятнадцатого века.
Иван Бунин родился в доме на Большой Дворянской, где и прошли первые годы его жизни. Иван Бунин не забывал родной город, в своих произведениях, автобиографических заметках и биографических записях часто вспоминал о Воронежском крае. С тысяча девятьсот девяностого года на фасаде здания находится мемориальная доска, посвященная писателю.
Построено в тысяча девятьсот тринадцатом году для среднего механико-технического училища имени императора Петра Великого. Здесь учился будущий известный писатель Андрей Платонов. В архитектурном убранстве фасадов здания использованы мотивы средневековой архитектуры, особенно интересны огромные сдвоенные окна над парадным входом, оформление которого также весьма оригинально. Во всем чувствуется раскованность архитектурной мысли, соединение строгого научного расчета с вольным полетом фантазии.
Возведен по проекту архитектора Владимира Шевелева в русско-византийском стиле. Это третий по размерам храм в России и один из самых крупных в православном мире. Высота самого храма составляет восемьдесят пять метров, а его высшей точки – девяносто семь метров. Собор способен вместить до шести тысяч человек одновременно. В соборе почивают нетленные мощи Святителя Митрофана – первого Воронежского епископа.
Памятник Митрофану Воронежскому является неотъемлемой частью соборного ансамбля. Образ Святителя воплотил в металле известный воронежский скульптор Иван Дикунов.
Благовещенский собор воздвигнут в сквере, название которого никто не менял – «Первомайский». Да и решетка – памятник архитектуры – состоит сплошь из советской символики.
С тысяча девятьсот двадцать девятого года началось строительство здания Управления ЮВЖД в стиле конструктивизм по проекту воронежского архитектора Николая Троицкого, и оно является одним из любимых детищ выдающегося воронежского зодчего. Сдано в эксплуатацию в тысяча девятьсот тридцать втором году.
Напоминающий маленький Эрмитаж, этот дом называют Воронежским дворцом, и он является единственным в городе сохранившимся зданием дворцового типа восемнадцатого столетия. Вот уже более полувека здесь располагается областной художественный музей имени Крамского.
Русская живопись представлена работами таких мастеров, как Карл Брюллов, Николай Ге, Иван Крамской, Василий Поленов, Алексей Саврасов и других. Советская – полотнами Куприна, Герасимова, Любимова, Юона, Фалька и не только.
Возведенный в тысяча семьсот восьмидесятом году, дом принадлежал местному коменданту – бригадиру Алексею Хрущеву. А уже с тысяча семьсот девяносто пятого года в нем располагалась официальная резиденция губернаторов, здесь же размещалась и канцелярия.
Одной из достопримечательностей Воронежа является Платоновский сквер, где установлен памятник Андрею Платонову – писателю, журналисту и драматургу, чья жизнь и творчество пришлись на первую половину двадцатого века.
Расположенный в тихом и уютном скверике, памятник Андрею Платонову своей лаконичностью напоминает произведения самого писателя. Они переведены на многие языки мира, но, несмотря на его популярность у нас и за рубежом, в мире существует всего один памятник Андрею Платонову. И установлен он в Воронеже на проспекте Революции.
В плане архитектуры — это истинная визитная карточка в стиле ампир. Здание дома фабрикантов Тулиновых было возведено в тысяча восемьсот одиннадцатом-тринадцатом годах. Дом проектировал архитектор-самоучка Кондратьев, значительных высот в зодчестве достигший исключительно своим талантом и практикой.
После революции в доме Тулиновых в разное время размещались музей революции Центрально-Черноземной области, редакция газеты «Коммуна», сейчас в нем располагается Центр научно-технической информации.
Летом тысяча восемьсот шестьдесят первого года в Воронеже состоялось открытие казенной женской Мариинской гимназии первого разряда, которую назвали в честь императрицы Марии Федоровны.
Сегодня здесь – Дом молодежи.
Памятник М.Е. Пятницкому появился в тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году. Уроженец села Александровка Воронежской губернии, Пятницкий создал уникальный крестьянский хор с солистами, обладавшими неповторимыми голосами. Они пели без какого-либо музыкального сопровождения и завораживали слушателей. За долгие годы существования хору Пятницкого аплодировали благодарные зрители со всех континентов земного шара. Великий Федор Шаляпин с восторгом отзывался о хоре и дружил с его создателем.
Здание ЦУМа возводили в тысяча девятьсот пятидесятые годы. Овальный медальон на стене свидетельствует об окончательной дате постройки. Сам же Центральный универмаг открыли в следующем году. Сейчас торговая площадь ЦУМа занимает шестнадцать квадратных километров.
Выстроенная в эклектичном стиле и щедро украшенная цветной плиткой с цветочным орнаментом, «Центральная» практически сразу же встала в ряд самых престижных в городе.
На стене дома висят две мемориальные таблички. Одна гласит, что на этом месте «стоял дом, в котором жил народный поэт Алексей Кольцов», а на соседней сказано, что это тот самый дом, где жила семья поэта, только
перестроенный. В принципе, на обеих досках информация достоверная, потому что от дома, где жил поэт, остались фундамент, подвал и стены, а все остальное было перестроено в конце девятнадцатого века.
Сооружение прозрачно, словно сплетено из тончайших волокон. Под самой крышей разместился зимний сад. На боковой части дома слева появились «сказочные» часы, напоминающие знаменитые часы театра кукол Образцова.
Перед зданием театра стоит памятник Белому Биму. Творец бессмертного и пронзительного произведения «Белый Бим, Черное ухо» Гавриил Троепольский – наш земляк, почетны гражданин Воронежа.
Здание имеет две части. По проекту архитектора Михаила Замятнина старая часть выполнена в стиле неоклассицизм. Верхний ярус фасада украшают поэтичные и выразительные в своей пластичности скульптуры шести древнегреческих муз.
В тысяча девятьсот шестьдесят шестом – шестьдесят девятом годах «Пролетарий» снова пережил реконструкцию. Стеклянный фасад нового здания на гранитных колонах скруглен в плане, мягко завершая градостроительную композицию.
Высокий постамент из серого гранита украшает бронзовая фигура человека, который в глубокой задумчивости опустил голову. У его ног — стопка книг. Открытие памятника Никитину в Воронеже состоялось шестнадцатого октября тысяча девятьсот одиннадцатого года и было приурочено к пятидесятилетию со дня смерти поэта.
Самуил Маршак, замечательный поэт, переводчик, драматург и литературный критик родился третьего ноября тысяча восемьсот восемьдесят седьмого года в Воронеже в слободе Дальняя Чижовка на территории мыловаренного завода, где трудился его отец. В Воронеже будущий поэт прожил первые годы своей жизни.
Памятник В.С. Высоцкому был установлен в две тысячи девятом году. Он изображает поэта, певца и актера сидящим на стуле на деревянной сцене с гитарой в руке.
Ежегодно в день рождения артиста двадцать пятого января здесь не смолкают гитары.
История здания с двумя сфинксами-грифонами на фасаде начинается в тысяча девятьсот восьмом году. Только в тысяча девятьсот шестьдесят первом году оно переходит в ведение Филармонии.
Сегодня Филармония – один из лучших концертных залов Воронежа и безусловный центр музыкальной жизни региона. Здесь всегда царит особая атмосфера. Сохранение традиций и освоение новых территорий творчества, уникальные события в мире музыки, премьеры, исполнение редко звучащих произведений классической и современной музыки – фирменный знак Воронежской филармонии.
Благоустроенный парк, в котором в тысяча восемьсот шестьдесят
восьмом году был установлен памятник народному поэту Алексею Кольцову.
Автор памятника Кольцову – известный ваятель Августино Трискорни.
В тысяча восемьсот семьдесят седьмом году в нем появился свой фонтан. На новинку приходили посмотреть все жители города, и сквер стал самой настоящей достопримечательностью.
Шестого июня тысяча девятьсот девяносто девятого года в годовщину двухсотлетия со дня рождения поэта в Воронеже был торжественно открыт памятник Александру Пушкину.
Мы совершили прогулку по центральным улицам нашего города. Познакомились с его разноцветной во времени и пространстве мозаикой, сложив частички которой, ваше воображение и сердце сохранит облик старинного и вечно молодого русского города по имени Воронеж.
Туристско-информационный центр (ТИЦ) города Воронежа на постоянной основе (ежедневно) осуществляет информационную помощь в сфере туризма гостям и жителям Воронежа и области по телефону: (473) 228-75-00.
Адрес: ул. Свободы, 21, Центр «Мой Бизнес»
E-mail: info@visitvrn.ru